Советское моделирование ядерного боя в Центральной Европе предсказывало, что использование только 20% оружия, развернутого в регионе, «выбросит в атмосферу миллионы тонн токсичных материалов, что приведет к экологической катастрофе». (
Примечание 4) Военные действия в таких условиях станут невозможными. «Ядерные удары по всем аэродромам НАТО способны загрязнить Восточную Европу и некоторые части Советского Союза». Но хотя Генеральный штаб полагал, что ядерное оружие мало пригодно для боевых действий, Кремль приказал офицерам составлять военные стратегии с использованием тактического оружия, хотя последние никогда не прорабатывали их детально. [I: 43-44] Причиной этого несоответствия являлся разрыв между результатами военных исследований и официальной советской доктриной. Последняя говорила об исторической неизбежности американо-советского противостояния, несмотря на желание двух стран сосуществовать в мире и потенциальную возможность СССР победить в ядерной войне. Предположение об агрессии, присущей империалистическому лагерю, породило ситуацию, когда советское руководство пыталось избежать войны любой ценой, хотя в случае фактического нападения США/НАТО было готово использовать всякое оружие, которое имелось у страны. Подобный сценарий мог превратить любой европейский конфликт, подразумевающий использование тактического оружия, в полномасштабный обмен ядерными снарядами. По иронии судьбы эта идея породила довольно сильные сдержки в умах советского руководства – оно знало, что их западные коллеги размышляют в том же духе.
И вместо того, чтобы старательно готовиться к ядерному столкновению в Центральной Европе, Генеральный штаб акцентировал внимание на обычных военных операциях, полагая, что они обладают сравнительным преимуществом. «Военное начальство считало, что традиционное превосходство даёт странам Варшавского договора средства, использование которых приносит те же результаты, что и ядерное оружие, позволяя добиться победы в Европе, не прибегая к этому виду оружия». [I: 44-45]
В случае конфликта, и в ситуации, когда силы НАТО попытались бы захватить места хранения советского ядерного оружия и системы доставки последнего, Советский Союз, руководствуясь «стандартной операционной процедурой», «уничтожил бы их» с помощью специальных устройств и мин «вместо того, чтобы наносить по ним ядерный удар». [I: 44; II: 108 (Коробушин)]
Аналитики BDM рисуют поразительную картину упадка советских элит в период правления Брежнева, когда главные люди страны оказались «в основном некомпетентными, нерешительными, потакающими своим желаниям и ленивыми». С самого начала 1970-х годов здоровье Брежнева ухудшалось, и после обширного инсульта в январе 1976 года он впал в состояние полной «пассивности». Вакуум наверху породил ситуацию, когда право принимать решения о формировании стратегических военных сил получила индустрия ракетостроения. (
Примечание 5) Согласно источникам авторов, в определении стратегической политики Брежнев во многом полагался на советы профессора Мстислава Келдыша, президента Советской Академии наук, который выступал против крупных инвестиций в противоракетную оборону и поддерживал практики контроля над вооружениями и производства более безопасных МБР. [I: 50-52, 53; II: 82 (Илларионов)]
В брежневскую эпоху ведомства, реализующие политику в оборонной сфере, такие как министерство обороны и Совет безопасности, являлись механизмами, которые определяли предпочтения руководителей военной промышленности, доминировавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК). Бывшие чиновники «жаловались на то, что [ВПК держал в производстве] устаревшие системы вооружений» и тормозил «разработку современной техники». Более того, как позже заметил генерал Махмут Гареев, когда лидер оборонной промышленности Дмитрий Устинов стал министром обороны, это означало, что вооруженные силы оказались «захвачены врагом». [I: 57-60; II: 75 (Гареев)]
«Оборонно-промышленный комплекс использовал свое влияние, чтобы поставлять больше оружия, чем требовали вооруженные силы, и даже создавать новые системы вооружений, которые едва ли были нужны действующим военным службам». Он провоцировал «внутреннюю гонку вооружений», в которой конструкторские бюро проектировали различные МБР с одинаковыми задачами. Когда некоторые чиновники призывали к сокращению численности ракет, представители оборонной промышленности возражали, потому что это могло создать проблему безработицы. [I: 61-63; II: 92 (Калашников)]
Помимо бесед с бывшими советскими чиновниками, авторы исследования задали вопросы нескольким бывшим министрам обороны США, в частности, Джеймсу Шлезингеру и Гарольду Брауну, а также другим высокопоставленным чиновникам Пентагона и Белого дома. Заявления из этих интервью, в сопоставлении с советскими данными, могут использоваться для оценки релевантности официальных взглядов США на советскую ядерную программу. Например, опрошенные американские чиновники в целом согласились с тем, что в СССР верили в стратегию сдерживания, избегали рисков и не рассматривали ядерную войну как выигрышный сценарий [II: например, Komer, McDaniel, Schlesinger]. Вместе с тем, как утверждает бывший министр обороны Джеймс Шлезингер, поскольку «Советский Союз отказывался верить в то, что масштабы ядерной войны могут быть ограничены», планы США в этой части должны были припугнуть советских чиновников, поскольку они полагали, что даже «ограниченный удар со стороны США обернётся всеобщей ядерной войной». [II: 129]
Аналитики BDM признают наличие проблемных моментов в устных интервью: искажений, вызванных течением времени, а также избирательный характер ответов собеседников. Тем не менее, они утверждают, что разговоры с советскими военными чиновниками дали «уникальный исследовательский материал», который «во многих отношениях превосходит открытые и секретные письменные документы». Например, в отличие от интервью, архивная запись может «редко» отвечать на вопросы о том, «почему» было принято то или иное решение. Более того, информация, полученная в результате интервью, помогает исследователям лучше понять, «какие факторы в письменном отчете более или менее важны». Историки могут оспаривать некоторые из этих утверждений, но материалы интервью BDM являются важным источником, который должен стимулировать дополнительные исследования, усиливать давление для улучшения доступа к первоисточникам и поднимать вопросы для дополнительных интервью с по сей день живыми высокопоставленными чиновниками. Например, стоило бы спросить представителей военной элиты, думали ли они о том, как правительство США понимало позицию СССР. И задавались ли представители первого вопросом о том, какие именно американские чиновники думали о советской ядерной программе? Рассматривал ли Советский Союз возможность «обезглавить» системы командования и управления США, (уполномоченные наносить ядерный удар – V)? Кроме того, каков был взгляд СССР на реальную войну в Европе? (
Примечание 6)