В 2017 году Центр правового мониторинга ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан»
провел анализ закона о соцзащите пострадавших и пришел к выводу, что «правовые нормы касательно лиц, пострадавших от ядерного полигона, не действуют в полной мере на территории Республики Казахстан». Исследователи отмечают наличие коллизий между нормами этого закона и нормами иных законов. В пример приводится статья 13, в которой регламентируется право граждан на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Как пишут авторы документа Индира Елеусизова, начальник центра правового мониторинга и Айгуль Калиева, старший научный сотрудник центра, «правоприменительная практика показывает, что норма о предоставлении дополнительного или экологического отпуска действует только на территории Восточно-Казахстанской области».
«Однако хотелось бы отметить, что необходимо создать социально благоприятные условия для получения дополнительного отпуска и в отношении лиц, пострадавших от полигона, независимо, где они будут проживать и работать», – считают исследователи.
Они также ссылаются на встречу депутатов и представителей общественности Семея, которая состоялась 20 января 2017 года. На этой встрече обсуждались противоречия в законе, «которые усложняют работу восточно-казахстанских предпринимателей и лишают часть населения положенных им выплат и экологического отпуска».
«На указанной встрече было отмечено, что «семипалатинцам, которые имеют удостоверения пострадавших, но сейчас живут в других областях Казахстана, не предоставляют положенного экологического 10-дневного отпуска и не выплачивают ежемесячную экологическую надбавку в размере 1,5 МРП, так как эти люди не живут в пострадавшем регионе». Считаем, данные предложения должны быть реализованы в рассматриваемом законе. К примеру, в некоторых городах Российской Федерации жители Восточного региона, пострадавшие в результате [воздействия] Семипалатинского ядерного полигона, при подтверждении своего статуса в качестве пострадавшего, предъявив экологическое удостоверение, имеют льготы на проезд, медицинское обслуживание, питание, жилье. Данный опыт имеет положительный эффект и, по нашему мнению, его необходимо внедрить в законодательство Республики Казахстан», – подчеркивается в документе.
Кроме этого, отмечается, что статья 13 «не содержит нормы, предусматривающей, что соответствующие граждане должны быть признаны пострадавшими», в этой связи «пострадавшие от ядерных испытаний в Семее страдают из-за несостыковок в законе». Здесь авторы документа ссылаются на представителя профсоюза медработников Семея Альфию Сайфутдинову, которая на встрече с депутатами
заявила: «Этот закон остался недоработанным, в нем есть немало противоречий. Например, если в одной статье закона указано, что льготы гарантированы тем, кто имеет удостоверение пострадавшего, то в другой статье этого же закона сказано, что льготы предоставляются тем, кто живет в пострадавшем регионе (речь идет о статьях 2 и 11 закона – V). И этим пользуются работодатели». Также Сайфутдинова говорила, что тем, кто не имеет удостоверений, но проживает сегодня в Семейском регионе, «отказывают в льготах на том основании, что у них нет подтверждения статуса пострадавших». Свои права им приходится отстаивать в суде.
В анализе закона отмечается, что в правилах регистрации пострадавших граждан, выплаты им единовременной денежной компенсации и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации, макет личного дела гражданина на получение компенсации включает в себя: заявление; документы, удостоверяющие личность, место жительства; сберегательную книжку или договор с уполномоченной организацией по выдаче компенсации; документы, подтверждающие факт и период проживания (работы, воинской службы) на территории СИЯП в периоды с 1949 по 1965 годы, с 1966 по 1990 годы. Однако в указанном перечне отсутствует удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации.
«В данном случае следует, что удостоверение, которое подтверждает право на получение компенсации, является не основным документом. В целях устранения противоречий, которые могут возникнуть в процессе правоприменительной деятельности и осуществления компетентными субъектами, а именно государственными органами или должностными лицами, своих полномочий, считаем обязательным включить в макет дела вышеуказанное удостоверение для получения компенсации», – считают авторы документа.
По их данным, судебная практика также подтверждает то, что социальной поддержкой, независимо от статуса пострадавшего, обладает только население, проживающее на территориях, указанных в законе.
«В этой связи предлагаем рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительных льгот и компенсаций гражданам, не проживающим, но пострадавшим в результате Семипалатинского ядерного полигона, законодательно закрепив [эту норму] в анализируемом законе», – отмечают Елеусизова и Калиева.
Также они указывают на наличие дублирующих норм закона. Например, статьи 5 и 6 относят к зонам чрезвычайного и максимального радиационного риска одни и те же территории: Абайского района, Бескарагайского района и упраздненного Жанасемейского района. А это, на их взгляд, «вводит в заблуждение граждан, проживающих в данных районах», и «может способствовать появлению фактов различного применения законодательства». В этой связи авторы исследования считают необходимым «исключить указанное дублирование» и «четко разграничить границы зон экологического бедствия и перечень входящих в них районов путем внесения изменений в рассматриваемый закон».
Вместе с тем они считают, что «предусмотренные законом социальные выплаты и льготы не обеспечили решения главных проблем региона – оздоровления населения и улучшения радиационной обстановки».
«Анализ по проблемам полигона и проводимым мерам по оздоровлению пострадавшего населения проводился правительством неоднократно. Однако выявляемые каждый раз системные вопросы не нашли своего разрешения. Данное обстоятельство негативно отражается на социальном климате населения региона, ведет к росту онкологических заболеваний, увеличению миграционных настроений граждан», – отмечается в документе.
Да и в целом, по мнению специалистов центра, «закон является рамочным правовым документом, так как законодателем порядок назначения и выплаты компенсаций регламентирован подзаконными актами, нормы которых не соответствуют нормам закона», и в связи с этим «в процессе правоприменительной деятельности происходит масса неточностей, нестыковок, сбоев в совместной деятельности органов, задействованных в обеспечении социальной защиты граждан».
Кроме того, в центре считают, что сегодня не только население, но и сама территория полигона нуждается в реабилитации. Здесь утверждают, что научные исследования, если они проводятся, «практической значимости пока не имеют». Отмечается также, что «статус самого полигона четко не обозначен, поскольку не происходило передачи земель полигона в хозяйственный оборот». В связи с этим в центре правового мониторинга предложили «полностью закрыть доступ на территорию полигона с вывозом всего населения в более благоприятные регионы вплоть до момента полной реабилитации земель».